СУОК ![]() Глава 8 ТРУДНАЯ РОЛЬ МАЛЕНЬКОЙ АКТРИСЫ Глава 9 КУКЛА С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ Наследник Тутти стоял на террасе. Учитель географии смотрел в би- нокль. Наследник Тутти требовал, чтобы принесли компас. Но это было лиш- ним. Наследник Тутти ожидал прибытия куклы. От сильного волнения он крепко и сладко проспал всю ночь. С террасы была видна дорога от городских ворот к дворцу. Солнце, вы- лезавшее над городом, мешало смотреть. Наследник держал ладони у глаз, морщился и жалел о том, что нельзя чихнуть. - Еще никого не видно, - говорил учитель географии. Ему поручили это ответственное дело потому, что он, по своей специ- альности, лучше всех умел разбираться в пространствах, горизонтах, дви- жущихся точках и в прочем подобном. - А может быть, видно? - настаивал Тутти. - Не спорьте со мной. Кроме бинокля, у меня есть знания и точное представление о предметах. Вот я вижу куст жасмина, который на латинском языке имеет очень красивое, но трудно запоминающееся имя. Дальше я вижу мосты и гвардейцев, вокруг которых летают бабочки, а затем лежит доро- га... Позвольте! Позвольте!.. Он подкрутил бинокль. Наследник Тутти стал на носки. Сердце его заби- лось снизу вверх, как будто он не выучил урока. - Да, - сказал учитель. И в это время три всадника направились со стороны дворцового парка к дороге. Это капитан Бонавентура с караулом поскакал навстречу экипажу, появившемуся на дороге. - Ура! - закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси. Внизу, под террасой, учитель гимнастики стоял наготове, чтобы поймать наследника на лету, если тот от восторга вывалится через каменную ограду террасы. Итак, экипаж доктора Гаспара катил к дворцу. Уже не нужно было бинок- ля и научных познаний учителя географии. Уже все видели экипаж и белую лошадь. Счастливый миг! Экипаж остановился у последнего моста. Караул гвар- дейцев расступился. Наследник махал обеими руками и подпрыгивал, тряся золотыми волосами. И наконец он увидел самое главное. Маленький человек, неуклюже, по-стариковски двигаясь, вылез из экипажа. Гвардейцы, почти- тельно придерживая сабли и отдавая честь, стояли поодаль. Маленький че- ловек вынул из экипажа чудесную куклу, точно розовый свежий букет, пере- витый лентами. Это была восхитительная картина под голубеющим утренним небом, в сия- нии травы и солнца. Через минуту кукла уже была во дворце. Встреча произошла следующим образом. Кукла шла без посторонней помощи. О, Суок прекрасно играла свою роль! Если бы она попала в общество са- мых настоящих кукол, то, без всякого сомнения, они приняли бы ее за та- кую же куклу. Она была спокойна. Она чувствовала, что роль ей удается. "Бывают более трудные вещи, - думала она. - Например, жонглировать зажженной лампой. Или делать двойное сальто-мортале..." А Суок случалось в цирке проделывать и то и другое. Словом, Суок не боялась. Ей даже нравилась эта игра. Гораздо сильнее волновался доктор Гаспар. Он шел позади Суок. Она ступала маленькими шажками, подобно балерине, идущей на носках. Платье ее шевелилось, дро- жало и шелестело. Сверкали паркеты. Она отражалась в них розовым облаком. Она была очень маленькая среди высоких залов, которые увеличивались от блеска паркетов в глубину, а в ширину - от зеркал. Можно было подумать, что это маленькая цветочная корзинка плывет по огромной тихой воде. Она шла, веселая и улыбающаяся, мимо стражи, мимо кожаных и железных людей, которые смотрели как зачарованные, мимо чиновников, которые улы- бались впервые в жизни. Они отступали перед ней, давая ей дорогу, точно это была владетельни- ца этого дворца, вступающая в свои права. Стало так тихо, что слышались ее легкие шаги, звучавшие не громче па- дения лепестков. А сверху, по широчайшей лестнице, такой же маленький и сияющий, спус- кался навстречу кукле наследник Тутти. Они были одного роста. Суок остановилась. "Так вот он, наследник Тутти!" - подумала она. Перед ней стоял худенький, похожий на злую девочку мальчик, серогла- зый и немного печальный, наклонивший растрепанную голову набок. Суок знала, кто такой Тутти. Суок знала, кто такие Три Толстяка. Она знала, что Три Толстяка забрали все железо, весь уголь, весь хлеб, добы- тый руками бедного, голодного народа. Она хорошо помнила знатную стару- ху, которая натравила своих лакеев на маленькую Суок. Она знала, что это все одна компания: Три Толстяка, знатные старухи, франты, лавочники, гвардейцы - все те, кто посадил оружейника Просперо в железную клетку и охотился за ее другом, гимнастом Тибулом. Когда она шла во дворец, она думала, что наследник Тутти покажется ей отвратительным, чем-то вроде знатной старухи, только с длинным и тонким языком малинового цвета, всегда высунутым наружу. Но никакого отвращения она не почувствовала. Скорее ей стало приятно оттого, что она его увидела. Она смотрела на него веселыми серыми глазами. - Это ты, кукла? - спросил наследник Тутти, протягивая руку. "Что же мне делать? - испугалась Суок. - Разве куклы говорят? Ах, ме- ня не предупредили!.. Я не знаю, как себя вела та кукла, которую заруби- ли гвардейцы..." Но на помощь пришел доктор Гаспар. - Господин наследник, - сказал он торжественно, - я вылечил вашу кук- лу! Как видите, я не только вернул ей жизнь, но и сделал эту жизнь более замечательной. Кукла, несомненно, похорошела, затем она получила новое, великолепное платье, и самое главное - я научил вашу куклу говорить, со- чинять песенки и танцевать. - Какое счастье! - тихо сказал наследник. "Пора действовать", - решила Суок. И тут маленькая актриса из балаганчика дядюшки Бризака выступила в первом дебюте на новой сцене. Этой сценой был главный дворцовый зал. А зрителей собралось много. Они толпились со всех сторон: на вершинах лестниц, в проходах, на хорах. Они лезли из круглых окон, переполняли балконы, карабкались на колонны, чтобы лучше видеть и слышать. Множество голов и спин, самых разнообразных цветов и красок, горело в ярком солнечном освещении. Суок видела лица, которые смотрели на нее широко улыбаясь. Повара с растопыренными пятернями, с которых, как клей с веток, сте- кали красные сладкие соки или коричневые жирные соусы; министры в раз- ноцветных расшитых мундирах, точно обезьяны, переодетые петухами; ма- ленькие пухлые музыканты в узких фраках; придворные дамы и кавалеры, горбатые доктора, длинноносые ученые, вихрастые скороходы; челядь, разо- детая не хуже министров. Вся эта масса лепилась ко всему, к чему можно было прилепиться. И все молчали. Все затаив дыхание смотрели на маленькое розовое соз- дание, которое спокойно и с большим достоинством двенадцатилетней девоч- ки встречало эту сотню взглядов. Она совершенно не смущалась. Эти зрите- ли вряд ли были более строгими, чем зрители на площадях, где чуть ли не каждый день представляла Суок. О, то были очень строгие зрители: зеваки, солдаты, актеры, школьники, маленькие торговцы! И тех Суок не страши- лась. А они говорили: "Суок - самая лучшая актриса в мире..." И бросали на ее коврик последнюю мелкую монету. А между тем за такую маленькую мо- нету можно было бы купить пирожок с печенкой, который заменял какой-ни- будь чулочнице и завтрак, и обед, и ужин. И вот Суок начала разыгрывать свою роль куклы по-настоящему. Она сдвинула носки, потом приподнялась на них, подняла к лицу руки, согнутые в локтях, и, шевеля обоими мизинцами на манер китайского манда- рина, начала петь песенку. При этом она покачивала головой в такт мотиву направо и налево. Улыбалась она кокетливо и лукаво. Но все время она старалась, чтобы глаза ее были круглые и широкие, как у всех кукол. Она пела так: Вот наукой неизвестной, Раздувая в тиглях жар, Воскресил меня чудесно Добрый доктор наш Гаспар. Посмотри: я улыбнулась. Слышишь ли: вздохнула я... Так опять ко мне вернулась Жизнь веселая моя. Я всю жизнь к тебе спешила, Столько спутала дорог!.. Не забудь сестрички милой Имя нежное - Суок! Снова я живою стала, И, заснувши в тишине, Я тебя во сне видала, - Как ты плакал обо мне! Посмотри: дрожат реснички, Льется волос на висок. Не забудь твоей сестрички Имя нежное - Суок! - Суок, - тихо повторил Тутти. Глаза его были полны слез, и от этого казалось, что у него не два, а четыре глаза. Кукла окончила песенку и сделала реверанс. Зал восхищенно вздохнул. Все зашевелились, закивали головами, защелкали языками. Действительно, мелодия песенки была очаровательна, хотя и несколько печальна для такого молодого голоса, а сам голос звучал такой прелестью, что казалось - исходил из серебряного или стеклянного горла. - Она поет, как ангел, - раздались в тишине слова дирижера. - Только песенка ее немного странная, - заметил какой-то сановник, звякнув орденом. На этом критика оборвалась. В зал вошли Три Толстяка. Скопление пуб- лики могло показаться им неприятным - все бросились к выходам. Повар в суматохе влепил свою пятерню со всем запасом малинового сока в спину ка- кой-то красавицы. Красавица взвизгнула, и при этом обнаружилось, что у нее вставная челюсть, потому что челюсть выпала. Толстый гвардейский ка- питан наступил на красивую челюсть некрасивым, грубым сапогом. Раздалось: хрясь, хрясь! - и церемониймейстер, подвернувшийся тут же, выругался: - Набросали орехов! Трещат под ногами! Возмутительно! Красавица, потерявшая челюсть, хотела закричать и даже воздела руки, но, увы, вместе с челюстью погиб и голос. Она только прошамкала нечто маловразумительное. Через минуту в зале не было лишних. Остались только ответственные ли- ца. И вот Суок и доктор Гаспар предстали перед Тремя Толстяками. Три Толстяка не казались взволнованными вчерашними событиями. Только что в парке они играли в мяч под наблюдением дежурного врача. Это дела- лось ради моциона. Они очень устали. Потные лица их блестели. Рубашки прилипли к их спинам, и спины эти походили на паруса, раздутые ветром. У одного из них под глазом темнел синяк в форме некрасивой розы или краси- вой лягушки. Другой Толстяк боязливо поглядывал на эту некрасивую розу. "Это он запустил ему мяч в лицо и украсил его синяком", - подумала Суок. Пострадавший Толстяк грозно сопел. Доктор Гаспар растерянно улыбался. Толстяки молча оглядывали куклу. Сияющий вид наследника Тутти привел их в хорошее настроение. - Ну-с, - сказал один, - это вы доктор Гаспар Арнери? Доктор поклонился. - Ну, как кукла? - спросил другой. - Она чудесна! - воскликнул Тутти. Толстяки никогда не видели его таким оживленным. - Вот и отлично! Она действительно выглядит хорошо... Первый Толстяк вытер ладонью лоб, злобно крякнул и сказал: - Доктор Гаспар, вы исполнили наше приказание. Теперь вы имеете право требовать награды. Наступило молчание. Маленький секретарь в рыжем парике держал перо наготове, чтобы запи- сать требование доктора. Доктор начал излагать свою просьбу: - Вчера на Площади Суда построили десять плах для казни восставших... - Их казнят сегодня, - перебил Толстяк. - Я именно это и имею в виду. Моя просьба такова: я прошу даровать всем пленникам жизнь и свободу. Я прошу отменить казнь вовсе и сжечь эти плахи... Рыжий секретарь, услышав эту просьбу, уронил от ужаса перо. Перо, от- лично заостренное, вонзилось в ногу Второго Толстяка. Тот закричал и за- вертелся на одной ноге. Первый Толстяк, обладатель синяка, злорадно за- хохотал: он был отомщен. - Черт возьми! - орал Второй Толстяк, выдергивая из ступни перо, как стрелу. - Черт возьми! Эта просьба преступна! Вы не смеете требовать та- ких вещей! Рыжий секретарь удрал. Ваза с цветами, которую он опрокинул на ходу, летела за ним и рвалась на части, как бомба. Полный получился скандал. Толстяк выдернул перо и швырнул его вдогонку секретарю. Но разве при эдакой толщине можно быть хорошим копьеметателем! Перо угодило в зад ка- раульного гвардейца. Но он, как ревностный служака, остался неподвижен. Перо продолжало торчать в неподходящем месте до тех пор, пока гвардеец не сменился с караула. - Я требую, чтобы даровали жизнь всем рабочим, приговоренным к смер- ти. Я требую, чтобы сожгли плахи, - повторил доктор не громко, но твер- до. В ответ раздались крики Толстяков. Получалось такое впечатление, буд- то кто-то ломает щепки. - Нет! Нет! Нет! Ни за что! Они будут казнены! - Умрите, - шепнул доктор кукле. Суок сообразила, в чем дело. Она снова встала на носки, пискнула и покачнулась. Платье ее затрепетало, точно крылья у пойманной бабочки, голова опустилась, - каждую секунду кукла готова была упасть. Наследник бросился к ней. - Ах! Ах! - закричал он. Суок пискнула еще печальнее. - Вот, - сказал доктор Гаспар, - вы видите? Кукла снова потеряет свою жизнь. Механизм, заключенный в ней, слишком чувствителен. Она оконча- тельно испортится, если вы не исполните моей просьбы. Я думаю, что гос- подин наследник будет не очень доволен, если его кукла станет негодной розовой тряпкой. Гнев охватил наследника. Он затопал ногами, как слоненок. Он зажмурил глаза и замахал головой. - Ни за что! Слышите, ни за что! - кричал он. - Исполните просьбу доктора! Я не отдам моей куклы! Суок! Суок! - разрыдался он. Конечно, Толстяки сдались. Приказ был дан. Помилование было объявле- но. Счастливый доктор Гаспар отправился домой. "Я буду спать целые сутки", - размышлял он по дороге. Въезжая в город, он уже слышал разговоры о том, что на Площади Суда горят плахи и что богачи очень недовольны тем, что казнь бедняков не состоится. Итак, Суок осталась во Дворце Трех Толстяков. Тутти с нею вышел в сад. Наследник мял цветы, напоролся на колючую проволоку и чуть не свалил- ся в бассейн. От счастья он ничего не замечал. "Неужели он не понимает, что я живая девочка? - удивлялась Суок. - Я не дала бы себя так провести". Принесли завтрак. Суок увидела пирожные и вспомнила, что только в прошлом году осенью ей удалось съесть одно пирожное. И то старый Август уверял, что это не пирожное, а пряник. Пирожные наследника Тутти были великолепны. Десять пчел слетелись к ним, приняв их за цветы. "Ну как же мне быть? - мучилась Суок. - Разве куклы едят? Разные бы- вают куклы... Ах, как мне хочется пирожного!" И Суок не выдержала. - Я хочу кусочек... - сказала она тихо. Румянец покрыл ее щеки. - Вот хорошо! - обрадовался наследник. - А прежде ты не хотела есть. Прежде мне было так скучно завтракать одному. Ах, как хорошо! У тебя по- явился аппетит... И Суок съела кусочек. Потом еще один, и еще, и еще. И вдруг она уви- дела, что слуга, следивший издали за наследником, смотрит на нее; и мало того: смотрит на нее с ужасом. У слуги был широко раскрыт рот. Слуга был прав. Ему никогда не случалось видеть, чтобы куклы ели. Суок испугалась и уронила четвертое пирожное, самое рассыпчатое и с виноградиной. Но дело обошлось благополучно. Слуга протер глаза и закрыл рот. - Это мне показалось. Жара! Наследник говорил без умолку. Потом, устав, он замолчал. Было очень тихо в этот жаркий час. Вчерашний ветер, как видно, зале- тел очень далеко. Теперь все застыло. Даже птицы не летали. И в этой тишине Суок, сидевшая рядом с наследником на траве, услышала непонятный, равномерно повторяющийся звук, подобный тиканью часов, спря- танных в вату. Только часы делают "тик-так", а этот звук был такой: "тук-тук". - Что это? - спросила она. - Что? - Наследник поднял брови, как взрослый человек в минуту удив- ления. - А вот: тук-тук... Это часы? У тебя есть часы? Опять наступила тишина, и опять в тишине что-то тукало. Суок подняла палец. Наследник прислушался. - Это не часы, - сказал он тихо. - Это бьется мое железное сердце... Глава 10 ЗВЕРИНЕЦ В два часа наследника Тутти позвали в классную комнату. Это был час уроков. Суок осталась одна. Никто, конечно, не подозревал, что Суок - живая девочка. По всей ве- роятности, настоящая кукла наследника Тутти, находящаяся теперь во влас- ти учителя танцев Раздватриса, вела себя с не меньшей непринужденностью. Должно быть, очень искусный мастер сделал ту куклу. Правда, она не ела пирожных. Но, может быть, наследник Тутти прав: может быть, действи- тельно у нее просто не было аппетита. Итак, Суок осталась одна. Положение ее было затруднительное. Огромный дворец, путаница входов, галерей, лестниц. Страшные гвардейцы, неизвестные суровые лица в разноцветных париках, тишина и блеск. На нее не обращали внимания. Она стояла в спальне наследника, у окна. "Нужно выработать план действий, - решила она. - Железная клетка с оружейником Просперо находится в зверинце наследника Тутти. Я должна проникнуть в зверинец". Вы уже знаете, что наследнику не показывали живых детей. Никогда, да- же в закрытой карете, его не возили в город. Он рос во дворце. Его учили наукам, читали ему книги о жестоких царях и полководцах. Тем людям, ко- торые его окружали, запрещено было улыбаться. Все его воспитатели и учи- теля были худые, высокие старики с плотно сжатыми губами и скулами цвета пороха. Кроме того, все они страдали несварением желудка. А при такой болезни человеку не до улыбок. Наследник Тутти никогда не слышал веселого, звонкого смеха. Только иногда до него доносился хохот какого-нибудь пьяного колбасника или са- мих Толстяков, угощавших своих не менее толстых гостей. Но разве это можно было назвать смехом! Это был ужасный рев, от которого делалось не весело, а страшно. Улыбалась только кукла. Но улыбка куклы не казалась Толстякам опас- ной. И, кроме того, кукла молчала. Она не могла бы рассказать наследнику Тутти о многих вещах, скрытых от него дворцовым парком и стражей с бара- банами у железных мостов. И поэтому он ничего не знал о народе, о нище- те, о голодных детях, о фабриках, шахтах, тюрьмах, о крестьянах, о том, что богачи заставляют бедняков трудиться и забирают все себе, что сдела- но худыми руками бедняков. Три Толстяка хотели воспитать злого, жестокого наследника. Его лишили общества детей и устроили ему зверинец. "Пусть он смотрит на зверей, - решили они. - Вот у него есть мертвая, бездушная кукла, и вот у него будут злые звери. Пусть он видит, как кор- мят тигров сырым мясом и как удав глотает живого кролика. Пусть он слу- шает голоса хищных зверей и смотрит в их красные дьявольские зрачки. Тогда он научится быть жестоким". Но дело сложилось не так, как хотели Толстяки. Наследник Тутти прилежно учился, слушал страшные летописи о героях и царях, смотрел с ненавистью на прыщавые носы воспитателей, но не стано- вился жестоким. Общество куклы он полюбил больше общества зверей. Конечно, вы можете сказать, что двенадцатилетнему мальчику стыдно развлекаться куклами. В этом возрасте многие предпочли бы охотиться на тигров. Но здесь была некая причина, которая в свое время откроется. Вернемся к Суок. Она решила дождаться вечера. В самом деле, кукла, шатающаяся среди бела дня в одиночестве по дворцу, могла бы возбудить подозрение. После уроков они снова встретились. - Ты знаешь, - сказала Суок, - когда я лежала больная у доктора Гас- пара, мне приснился странный сон. Мне снилось, что я из куклы преврати- лась в живую девочку... И будто я была цирковой актрисой. Я жила в бала- гане с другими актерами. Балаган переезжал с места на место, останавли- вался на ярмарках, на больших площадях и устраивал представления. Я хо- дила по канату, я танцевала, умела делать трудные акробатические штуки, играла разные роли в пантомимах... Наследник слушал ее с широко раскрытыми глазами. - Мы были очень бедные. Очень часто мы не обедали. У нас была большая белая лошадь. Ее звали Анра. Я ездила на ней и жонглировала, стоя на ши- роком седле, покрытом рваным желтым атласом. И лошадь умерла, потому что целый месяц мы имели слишком мало денег, чтобы хорошо кормить ее... - Бедные? - спросил Тутти. - Я не понимаю. Почему же вы были бедные? - Мы представляли перед бедняками. Они бросали нам маленькие медные монеты, а иногда после представления шляпа, с которой клоун Август обхо- дил зрителей, оставалась совершенно пустой. Наследник Тутти ничего не понимал. И Суок рассказывала ему, пока не наступил вечер. Она говорила о суро- вой нищенской жизни, о большом городе, о знатной старухе, которая хотела ее выпороть, о живых детях, на которых богачи натравливают собак, о гим- насте Тибуле и оружейнике Просперо, о том, что рабочие, шахтеры, матросы хотят уничтожить власть богачей и толстяков. Больше всего она говорила о цирке. Постепенно она увлеклась и забыла о том, что рассказывает сон. - Я очень давно живу в балаганчике дядюшки Бризака. Я даже не помню, с каких пор я умею танцевать, и ездить верхом, и крутиться на трапеции. Ах, каким я научилась чудесным штукам! - Она всплеснула руками. - Вот, например, в прошлое воскресенье мы представляли в гавани. Я играла вальс на абрикосовых косточках... - Как - на абрикосовых косточках? - Ах, ты не знаешь? Разве ты не видел свистка, сделанного из абрико- совой косточки? Это очень просто. Я собрала двенадцать косточек и сдела- ла из них свистки. Ну, терла о камень, пока не получилась дырочка... - Как интересно! - Можно свистеть вальс и не только на двенадцати косточках. Я умею свистеть и ключиком... - Ключиком? Как? Покажи! У меня есть чудный ключик... С этими словами наследник Тутти расстегнул ворот своей куртки и снял с шеи тонкую цепочку, на которой болтался небольшой белый ключ. - Вот! - Почему ты прячешь его на груди? - спросила Суок. - Мне дал этот ключ канцлер. Это ключ от одной из клеток моего зве- ринца. - Разве ты прячешь у себя ключи от всех клеток? - Нет. Но мне сказали, что это самый важный ключ. Я должен его хра- нить... Суок показала наследнику свое искусство. Она просвистела чудную пе- сенку, держа ключ кверху дырочкой возле губ, сложенных в трубку. Наследник пришел в такой восторг, что даже забыл о ключе, который ему поручили хранить. Ключ остался у Суок. Она машинально сунула его в кру- жевной розовый карман. Наступил вечер. Для куклы приготовили особую комнату, радом со спальней наследника Тутти. Наследник Тутти спал и видел во сне удивительные вещи: смешные носа- тые маски; человека, несшего на голой желтой спине огромный, гладко об- тесанный камень, и толстяка, ударявшего этого человека черной плеткой; оборванного мальчика, который ел картошку, и знатную старуху в кружевах, которая ехала верхом на белой лошади и насвистывала какой-то противный вальс при помощи двенадцати абрикосовых косточек... А в это время совсем в другом месте, далеко от этой маленькой спальни, в одном из концов дворцового парка происходило следующее. Вы не думайте, ничего особенного не происходило. Не только наследнику Тутти в эту ночь снились удивительные сны. Сон, заслуживающий удивления, прис- нился также гвардейцу, заснувшему на карауле у входа в зверинец наслед- ника Тутти. Он сидел на каменном столбике, прислонившись спиной к решетке, и сладко дремал. Сабля его в широких блестящих ножнах лежала между его ко- ленями. Пистолет очень мирно торчал из-за шелкового черного шарфа на его боку. Рядом, на гравии, стоял решетчатый фонарь, освещавший сапоги гвар- дейца и длинную гусеницу, которая упала прямо на его рукав с листьев. Картина казалась совершенно мирной. Итак, караульный спал и видел необыкновенный сон. Ему снилось, что подошла к нему кукла наследника Тутти. Была она точь-в-точь как сегодня утром, когда ее привез доктор Гаспар Арнери: то же розовое платье, бан- ты, кружева, блестки. Только теперь, во сне, она оказалась живой девоч- кой. Она свободно двигалась, оглядывалась по сторонам, вздрагивала и прижимала палец к губам. Фонарь освещал всю ее маленькую фигурку. Гвардеец даже улыбался во сне. Потом он вздохнул и сел более удобно, прислонившись к решетке плечом и уткнув нос в железную розу в узоре решетки. Тогда Суок, видя, что караульный спит, взяла фонарь и на цыпочках, осторожно вошла за ограду. Гвардеец храпел, а ему, спящему, казалось, что это в зверинце ревут тигры. На самом деле было тихо. Звери спали. Фонарь освещал небольшое пространство. Суок медленно подвигалась, вглядываясь в темноту. К счастью, ночь не была темной. Ее освещали звез- ды и свет развешанных в парке фонарей, долетавший до этого отдаленного места сквозь верхушки деревьев и строений. От ограды девочка прошла по короткой аллее, между низкими кустарника- ми, покрытыми какими-то белыми цветами. Затем она сразу почувствовала запах зверей. Он был знаком ей: однажды вместе с балаганчиком ездил укротитель с тремя львами и одним ульмским догом. Суок вышла на открытую площадку. Вокруг что-то чернело, как будто стояли маленькие домики. - Клетки, - прошептала Суок. Сердце ее сильно билось. Она не боялась зверей, потому что люди, представляющие в цирке, вооб- ще не трусливы. Она опасалась только, что какой-нибудь зверь проснется от ее шагов и света фонаря, зарычит и разбудит караульного. Она подошла к клеткам. "Где же Просперо?" - волновалась она. Она поднимала выше фонарь и заглядывала в клетки. Все было неподвижно и тихо. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными куска- ми на туши спящих за этими прутьями. Она видела мохнатые толстые уши, иногда вытянутую лапу, иногда поло- сатую спину... Орлы спали, раскрыв крылья, и походили на старинные гер- бы. В глубине некоторых клеток чернели какие-то непонятные громады. В клетке за тонкой серебряной решеткой сидели на жердочках, на разной высоте, попугаи. И когда Суок остановилась у этой клетки, ей показалось, что один из них, который сидел ближе всех к решетке, старый, с длинной красной бородой, открыл один глаз и посмотрел на нее. А глаз его был по- хож на слепое лимонное зерно. И мало того: он быстро закрыл этот глаз, точно притворился спящим. При этом Суок показалось, что он улыбнулся в свою красную бороду. "Я просто дура", - успокоила себя Суок. Однако ей стало страшно. То и дело то тут, то там среди тишины что-то пощелкивало, похрустыва- ло, пищало... Попробуйте ночью зайти в конюшню или прислушайтесь к курятнику: вас поразит тишина, и вместе с тем вы будете слышать очень много маленьких звуков - то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы. "Где же Просперо? - снова подумала Суок, но уже с большей тревогой. - А вдруг его казнили сегодня и в его клетку посадили орла?" И тут из темноты чей-то хриплый голос сказал: - Суок! И тут же она услышала тяжкое и частое дыхание и еще какие-то звуки, точно скулила большая больная собака. - Ах! - вскрикнула Суок. Она метнула фонарь в ту сторону, откуда ее позвали. Там горели два красноватых огонька. Большое черное существо стояло в клетке подобно медведю, держась за прутья и прижав к ним голову. - Просперо! - тихо сказала Суок. И в одну минуту передумала целую кучу мыслей: "Почему он такой страшный? Он оброс шерстью, как медведь. В глазах у него красные искры. У него длинные, загнутые когти. Он без одежды. Это не человек, а горилла..." Суок готова была заплакать. - Наконец-то ты пришла, Суок, - сказало странное существо. - Я знал, что я тебя увижу. - Здравствуй. Я пришла тебя освободить, - промолвила Суок дрогнувшим голосом. - Я не выйду из клетки. Я сегодня околею. И опять послышались жуткие, скулящие звуки. Существо упало, потом приподнялось и снова прижалось к прутьям. - Подойди, Суок. Суок подошла. Страшное лицо смотрело на нее. Конечно, это было не че- ловеческое лицо. Больше всего оно походило на волчью морду. И самое страшное было то, что уши этого волка имели форму человеческих ушей, хо- тя и покрыты были короткой твердой шерстью. Суок хотела закрыть глаза ладонью. Фонарь прыгал в ее руке. Желтые пятна света летали по воздуху. - Ты боишься меня, Суок... Я потерял человеческий облик. Не бойся! Подойди... Ты выросла, похудела. У тебя печальное личико... Он говорил с трудом. Он опускался все ниже и наконец лег на деревян- ный пол своей клетки. Он дышал все чаще и чаще, широко раскрывая рот, полный длинных желтых зубов. - Сейчас я умру. Я знал, что увижу тебя перед смертью... Он протянул свою косматую обезьянью руку. Он чего-то искал в темноте. Раздался звук, как будто выдернули гвоздь, и потом страшная рука протя- нулась сквозь прутья. В руке была небольшая дощечка. - Возьми это. Там записано все. Суок спрятала дощечку. - Просперо! - сказала она тихо. Ответа не последовало. Суок приблизила фонарь. Зубы оскалились навсегда. Мутные, остановив- шиеся глаза смотрели сквозь нее. - Просперо! - закричала Суок, роняя фонарь. - Он умер! Он умер! Прос- перо! Фонарь потух. |